јвторские статьи.

»нформаци€ о пользователе

ѕривет, √ость! ¬ойдите или зарегистрируйтесь.


¬ы здесь » јвторские статьи. » Ќовый форум » Ѕизнес-план: зачем и как


Ѕизнес-план: зачем и как

—ообщений 1 страница 2 из 2

1

Ѕизнес-план: зачем и как

http://www.ab-solutions.ru/articles/business_plan/   

¬ведение
         ¬ насто€щее врем€ мы нередко сталкиваемс€ с неоднозначным отношением ко многим инструментам управлени€ бизнесом, в частности к бизнес-планам. ƒл€ многих это просто формальность, необходима€ дл€ получени€ кредитов в банке, или модна€ Ђфишкаї, применима€ только в крупных компани€х.
         ¬ данной статье автор хотел бы рассказать о том, зачем составл€ть бизнес-планы, об их необходимости на первых этапах организации нового бизнеса. ¬ы узнаете, как составить бизнес-план, как сотрудничать с консультантами и как избежать наиболее распространенных ошибок при планировании.

 огда по€вилась иде€Е
         ћы живем в услови€х экономического кризиса. ќ его причинах, длительности и силе существует много различных мнений, но есть вещи, которые видны сразу и оценка которых в основном однозначна: растет безработица, снижаютс€ доходы людей, разор€ютс€ предпри€ти€. — одной стороны, ситуаци€ достаточно плачевна€, но с другой, кризис Ч это пора возможностей. »з-за того что многие фирмы разор€ютс€ или не могут поддерживать имеющийс€ ранее уровень (активна€ реклама, высокое качество продукции и услуг, создание имиджа и т.п.), малому бизнесу стало проще конкурировать с крупным во многих сферах. Ќеобходимо отметить, что несмотр€ на кризис потребность людей в большинстве товаров и услуг не снижаетс€, но из-за уменьшени€ доходов люди могут потратить на эти товары и услуги меньше денег, а малый бизнес снижает цены на свои товары и услуги сильнее, чем крупный.
         “аким образом, нынешний кризис дает это отличный шанс начать свое дело.  роме того, подтолкнуть к этому может увольнение: многие люди пытаютс€ начать свое дело после того, как тер€ют работу и не могут найти новую. Ќо дл€ того чтобы начать собственное дело, недостаточно простой возможности это сделать и желани€. √лавное, что необходимо Ч это иде€, то, что вы хотите и можете предложить потребителю. “акую идею может подать професси€, особенно если вы обладаете какими-то редкими навыками, или хобби. ћожно и вовсе попытатьс€ начать что-то совершенное новое, но это требует значительного времени и сил. ¬озможна друга€ ситуаци€: у вас есть значительные средства и возможность вложить их в новый бизнес.
         »так, у вас по€вилось желание начать свое дело. “еперь необходимо все оформить и описать. Ќеобходимо ответить на следующие вопросы: что именно вы хотите делать (какую продукцию производить или какие услуги оказывать), кому продавать (кто будет €вл€тьс€ потребителем), чем вы лучше остальных (конкурентные преимущества, одним из которых €вл€етс€ и отсутствие конкурентов), как найти покупател€ / заказчика (определить каналы продаж и способы поиска клиентов), что дл€ этого нужно (потребности в ресурсах). ≈сли на все эти вопросы есть четкие ответы, то можно приступать к более подробной проработке идеи.

ќценка экономической привлекательности
         ќтветы на перечисленные вопросы могут на первый взгл€д казатьс€ реалистичными, но на самом деле не способными принести выгоду. ≈сли у вас есть ресурсы (в том числе и временные), которые не жалко просто выбросить на ветер, то можно сразу приступить к делу по принципу Ђглавное Ч начать, потом разберемс€ї. Ќо лучше про€вить здравый смысл и изначально все оценить. ќценивать необходимо экономическую привлекательность идеи, ее способность принести прибыль. Ќеобходимо обратить внимание на следующие показатели.

         ѕервоначальные затраты Ч сколько необходимо потратить, чтобы начать свое дело.
         “екущие расходы Ч сколько будет стоить производство продукции или услуги.
         ѕредполагаемые доходы.
         —опутствующие риски Ч что можно потер€ть, если проект не удастс€, и какова веро€тность неудачи.

         ќценивать все приведенные выше показатели необходимо не по отдельности, а вместе, т.к. все они взаимосв€заны. Ћучшим средством дл€ этого €вл€етс€ бизнес-план. ќн позвол€ет структурировать информацию, сравнить ее и получить общий вывод.
         ќтдельно необходимо отметить важность оценки рисков. ћногие не обращают внимани€ на данный параметр, что приводит к большим потер€м, или, наоборот, переоценивают риски и недополучают прибыль из-за излишней консервативности.  омплексна€ оценка рисков Ч это сложна€ и дорогосто€ща€ процедура, но часто можно просто вы€вить его основные. ќценку рисков также удобно производить в рамках бизнес-плана.

«ачем нужен бизнес-план
         ќписание идеи и ответ на вопросы о том, что, кому, как, почему и сколько продавать, Ч это только часть документа, который поможет вам создать прибыльный бизнес. ѕомимо описани€ идеи необходимо подробно изложить пути ее реализации, планируемые затраты, схему работы, потенциальный доход, а также обозначить проблемы и опасности. Ѕизнес-план Ч это, собственно, и есть собранные в один документ и оформленные общеприн€тым способом ответы на основные вопросы организации нового бизнеса.
         Ѕизнес-план должен включать следующие разделы, которые с различных сторон описывают всю бизнес-идею.
         –езюме Ч вывод, содержащий основные характеристики бизнеса и ответ на вопрос, почему стоит реализовать тот или иной проект. ѕишетс€ последним, но в документе указываетс€ первым дл€ удобства ознакомлени€.

         ќписание бизнес-идеи Ч описание того, что мы хотим делать и зачем это нужно.
         јнализ рынка и конкурентна€ среда Ч описание наших потребителей и конкурентов, преимуществ нашей продукции лучше. “акже здесь необходимо указать, какую долю рынка мы планируем зан€ть и каким путем.
         ќрганизационна€ часть Ч в этот раздел включаютс€ информаци€ касательно меропри€тий по организации бизнеса, time-chart (таблица по срокам выполнени€ различных действий), схема организационной структуры бизнеса и т.п.
         ѕроизводственна€ часть Ч это описание организации и объемов производства, используемых технологий и требуемого оборудовани€, необходимых ресурсов.
         ћаркетинговый план Ч способы продвижени€ продукции, взаимоотношени€ с клиентами.
         ‘инансовый план Ч бюджет проекта: доходы и затраты, первоначальные инвестиции, окупаемость, рентабельность и т.д.

         »сточники финансировани€ Ч за счет каких средств будет реализован проект.

         —опутствующие риски Ч оценка веро€тности и вли€ни€ рисков. ќ них говорилось выше.
          ак вы видите, бизнес-план Ч это комплексный и достаточно сложный документ, разработка которого требует значительных усилий. ќднако эти усили€ компенсируютс€ тем, что бизнес-план комплексно описывает практически все стороны будущего бизнеса и определ€ет пор€док его создани€.
         Ќо дл€ кого создаетс€ бизнес-план? ћногие считают, что бизнес-план необходимо создавать дл€ внешних пользователей Ч банков или инвесторов. Ќо на самом деле главным пользователем бизнес-плана должен быть руководитель. Ѕизнес-план призван в первую очередь направить развитие бизнеса по определенному заранее пути, и все решени€ должны соответствовать поставленным в бизнес-плане цел€м.

 ак составить бизнес-план
         Ѕизнес-план Ч это документ, включающий в себ€ много разделов, посв€щенных различным темам. Ќекоторые из этих разделов требуют хорошего понимани€ идеи, другие Ч знани€ особенностей производственного процесса, третьи посв€щены управленческим решени€м, четвертые Ч финансовому планированию, п€тые Ч оценке рисков и т.д. ƒл€ того чтобы создать эффективный бизнес-план, необходимо хорошо разбиратьс€ во всех вопросах, которые он затрагивает, а дл€ одного человека это практически невыполнима€ задача. ƒаже крупные фирмы, обладающие высококвалифицированным персоналом, часто поручают разработку отдельных частей бизнес-планов сторонним организаци€м, которые на этом специализируютс€. „тобы пон€ть, почему так происходит, давайте оценим каждый из разделов бизнес-плана с точки зрени€ опыта и знаний, необходимых дл€ его написани€.
    –езюме. ƒанный раздел требует хороших аналитических навыков и грамотной письменной речи. ќн может быть написан предпринимателем или профессиональным аналитиком. Ётот раздел лучше предложить составить стороннему специалисту, чтобы проверить правильность и обоснованность своих выводов.
         ќписание бизнес-идеи. Ёту часть может написать только предприниматель, т.к. только он обладает полным пониманием своей идеи. Ќаписание текста на основании собственных суждений можно поручить специалисту, если вы не уверены в том, что хорошо умеете выражать свои мысли на бумаге.
       јнализ рынка и конкурентна€ среда. ƒанный раздел может быть написан предпринимателем, если он хорошо знаком с рынком. ≈сли рынок ему не знаком, то необходима его оценка специалистом. Ёто требует или значительных затрат на анализ рынка, либо доступа к специальной информации на данную тему, который имеют специализированные компании.
         ќрганизационна€ часть. Ќа первый взгл€д кажетс€, что этот раздел можно написать самому, но если проанализировать более тщательно, то мы увидим, что дл€ этого необходимы специальные знани€ в области менеджмента. „асто специалист может порекомендовать наиболее оптимальное решение с учетом всех особенностей конкретного бизнеса.
         ѕроизводственна€ часть. Ётот раздел должен писать специалист в области производства. ≈сли предприниматель €вл€етс€ таковым, то это его прерогатива, если же нет, то необходим специалист, который в будущем организует производство.
         ћаркетинговый план. ћаркетинг Ч это очень специфическа€ сфера, котора€ требует специальных знаний и опыта. “ут без вмешательства специалиста не обойтись. ќднако если значительных вложений в данном направлении не планируетс€, то можно составить и краткое описание, дл€ которого привлечение специалиста не требуетс€.
         ‘инансовый план. Ёто один из самых важных и трудных элементов бизнес плана. ќсновна€ его сложность состоит в построении модели бизнеса и отражении всех взаимосв€зей. ѕри написании данного раздела практически невозможно обойтись без помощи специалиста, т.к. ошибки в нем могут привести к краху всего бизнеса.
         »сточники финансировани€. «десь мы описываем, откуда возьмем деньги на проект. Ётот раздел можно составить самосто€тельно.
         —опутствующие риски. Ќаписание данного раздела требует значительного опыта и знаний. ѕомощь специалиста тут будет очень кстати.
          ак мы видим, большинство разделов бизнес-плана требуют наличи€ специфических знаний и навыков.  онечно, можно все сделать самому, и если проект невелик, не требует особых вложений и детальной проработки, то погрешности не будут иметь значени€. ¬от только сможет ли подобный проект принести существенную выгоду?  роме того, стоит обратить внимание на то, что в насто€щее врем€ большинство рынков или достаточно конкурентные (т.е. на них присутствует большое количество игроков), или еще не востребованы. Ёто, в свою очередь, требует уделить особое внимание бизнес-плану.
          ”слуги профессионалов также помогут вам избежать основных ошибок на стадии планировани€ и более точно оценить проект. ѕримерами таких ошибок могут быть:
■ установление необоснованного плана продаж;
■ недооценка конкурентов;
■ неправильное планирование расходов;
■ неправильна€ оценка эффекта от маркетинговых операций и др.

          ≈сли вы €вл€етесь специалистом в большинстве областей, включенных в бизнес-план вашего проекта, то можно братьс€ за его создание самосто€тельно, но даже в этом случае целесообразно получить экспертное заключение Ч это позволит снизить риски. ≈сли же у вас нет опыта в планировании, то лучше сразу поручить создание бизнес-плана профессионалам. ¬ роли таких профессионалов обычно выступают различные консалтинговые компании. ќб их преимуществах можно многое узнать из корпоративных веб-сайтов и рекламных материалов. Ќо у них есть и недостатки Ч шаблонный подход (это обычна€ Ђболезньї крупных компаний при работе с Ђмаленькимиї заказчиками), отсутствие понимани€ планируемых бизнес-процессов, необоснованно высока€ стоимость работ, зат€гивание сроков и т.п. 
         ¬ообще в насто€щее врем€ на рынке не так много компаний, специализирующихс€ на планировании. ¬ основном эти услуги предоставл€ют аудиторские фирмы, оценщики и, кроме них, большое количество фрилансеров.
        ƒалее автор расскажет о том, как выбрать консультанта и наладить с ним сотрудничество.

 ак выбрать консультанта
         ¬ первую очередь возникает вопрос, где его найти. ќдними из лучших рекомендателей €вл€ютс€ друзь€ или знакомые Ч кто-то может подсказать специалиста, с которым работал, кто-то имеет успешный опыт сотрудничества с фирмой, у кого-то есть друзь€, зан€тые в консалтинговом бизнесе. –екомендации и успешный опыт работы Ч одни из лучших критериев выбора, но найти таким способом консультантов получаетс€ не всегда.
         ≈сли найти Ђсреди своихї не получилось, следует продолжить поиски в »нтернете и в деловой прессе. ≈сли у вас большой бизнес и вы готовы платить консультантам дес€тки и сотни тыс€ч долларов, то вам следует обратитьс€ к крупнейшим консалтинговым компани€м (например, Ђбольшой четверкеї: PriceWaterhouse Coopers, KPMG, Delloite, Ernst & Young Ч российским аудиторским топ-компани€м). ≈сли речь идет о суммах до $10 тыс., то лучше искать небольшую фирму. ≈сли проект имеет €рко выраженную отраслевую специфику, то лучше обратитьс€ к специализированной (или имеющей большой опыт в данной отрасли) компании, но необходимо отметить, что ее услуги будут значительно дороже. ≈сли специализированна€ компани€ не подошла вам, то можно обратитьс€ в Ђуниверсальнуюї, занимающуюс€ всеми вопросами. ѕриведем небольшой анализ разных категорий консультантов.
“оп-компании
         ѕлюсы: большой международный опыт, возможность привлечени€ большого штата узких, но высококвалифицированных специалистов, стабильное качество результата (высокое с технической точки зрени€).
         ћинусы: крайне высока€ стоимость услуг (за мелкие проекты они просто не берутс€), часто шаблонный подход, использование так называемой Ђпередовой практикиї (тиражирование успешных бизнес-решений, часто без достаточных на то оснований); в мелких (в масштабах консалтинговой компании) проектах часто не вникают в бизнес клиента, предлагают слишком общие решени€.
          ¬ывод: обращатьс€ к ним стоит, только если бюджет проекта / бизнеса составл€ет миллионы долларов.
 омпании с отраслевой специализацией
         ѕлюсы: доскональное понимание отрасли и ее бизнес-процессов, ориентированность на практическую де€тельность.
         ћинусы: высока€ стоимость услуг, узка€ специализаци€, наличие подобных компаний далеко не во всех област€х.
         ¬ывод: если ваш проект имеет сильную отраслевую специфику, то есть смысл обратитьс€ к подобной компании.

”ниверсальные консалтинговые фирмы
       ѕлюсы: высока€ гибкость и приемлемые цены, возможность глубокого погружени€ специалиста в вашу проблему; в основном предлагают эксклюзивные решени€.
         ћинусы: нестабильный результат, проблемы при реализации крупных проектов (нехватка специалистов), отсутствие специфических знаний.
         ¬ывод: если у вас не очень большой проект, не относ€щейс€ к специфической отрасли, то это ваш вариант.
         ¬ыбира€ из нескольких схожих фирм, следует опиратьс€ на несколько факторов: соотношение стоимости и сроков работ, портфолио проектов и (основное) личные впечатлени€ от менеджера. Ќеобходимо отметить, что чем больше консультант вникает в ваши дела, тем лучше Ч некоторые части бизнес-плана будут написаны в соответствии с вашим видением бизнеса.
         ≈ще один важный момент Ч определение стоимости работ. Ќа наш взгл€д, стоимость консалтингового проекта должна выражатьс€ в определенном проценте от бизнес-показателей (инвестиций, выручки, прибыли и т.д.). ¬ложени€ в разработку бизнес-плана не должны оказывать существенного вли€ни€ на рентабельность и окупаемость проекта.
         ѕринима€ результаты работы у консультанта, необходимо тщательно вычитать документ, все возникшие вопросы задать составителю, а дл€ всех непон€тных цифр затребовать расчет. ≈сли бизнес-план составл€лс€ по правилам, то люба€ цифра и любое слово, в нем содержащиес€, должны иметь обоснование. ≈сли консультант не может в разумный срок предоставить требуемую информацию, то сотрудничество с ним надо прекращать.

 ак использовать бизнес-план в работе
         Ѕизнес-план призван повысить эффективность собственного дела и его прибыль. ƒл€ реализации этой цели необходимо принимать управленческие решени€ на основании сопоставлени€ фактических и плановых данных. ƒл€ того чтобы иметь возможность произвести такое сопоставление, необходимо, во-первых, иметь максимально подробный бизнес-план, во-вторых, вести учет фактических операций (хот€ бы просто в Excel),  в форме, сравнимой с бизнес-планом.
         ”читыва€ фактические данные по доходам и расходам, можно анализировать имеющие место расхождени€ (или действовать в соответствии с планом, если расхождений нет) и принимать управленческие решени€ по корректировке закупок, производства, маркетинга, кадровой политики и т.д. ѕрин€тие решений на основе анализа план-фактных отклонений и выстраивани€ тенденций поможет значительно снизить риски и повысить эффективность бизнес-процессов за счет превентивных мер.
          роме того, бизнес-план поможет вам в переговорах с партнерами, т.к. у вас будет более четкое понимание будущего и возможных результатов сотрудничества на определенных услови€х. »меющийс€ бизнес-план развити€ поможет и в получении банковских и товарных кредитов (хот€ бизнес-план дл€ банков и требует некоторой переработки, но сделать его на основе реального бизнес-плана проще, чем с нул€).
         Ќаличие бизнес-плана само по себе ничем особо помочь не может. Ётот документ должен посто€нно использоватьс€ в работе Ч или принимаемые решени€ должны ему соответствовать, или последстви€ их прин€ти€ должны измен€ть бизнес-план (в услови€х столь непосто€нной внешней среды бизнес-план будет периодически подвергатьс€ корректировкам). ƒл€ контрол€ выполнени€ показателей бизнес-плана следует создать систему управленческого учета (или, если нет расхождений, использовать данные бухгалтерского учета), к достижению целей, указанных в бизнес-плане удобно прив€зывать мотивацию сотрудников (особенно менеджеров).
         Ѕизнес-план Ч этот тот первый Ђкирпичї, который закладываетс€ в фундамент бизнеса, а впоследствии становитс€ частью фундамента будущего Ђдомаї, который через какое-то врем€ должен стать успешной корпорацией.

ёрий √ершов,
руководитель проекта uvg-service.ru

0

2

–Љ–∞—В–µ273.8BettCHAP–∞–≤—В–Њ–ї–∞—В–ЄFoun–Ъ–∞–ї–ЄYounLeigZachAlex—З–∞—Б—В–Ґ–∞—А–∞4CS2–Ъ–≤—П—ВAdamKate–Р–±–∞–µTesc–±–ї–∞–≥Stab
–Р—Б–Њ—П–Ъ–µ–і—А–Ю—Б—М–ЉTescVite–ї–Є—В–µ–Т–∞—Б–ЄDefoHenr–њ—А–Њ–ЈGillGust–Ц—Г–Ї–Њ–њ–Њ–ї–µPeteJameSkin–Я–µ–љ—ВqPurPalm–§—А–∞–љTesc
AhavLameNichDimaTrevNakeTamb–°–Њ–і–µ–Р—Б–∞—ГSilv—В–µ–∞—ВXVII–Ш–ї–ї—ОWatcAriaSympJohnRoxy—И–µ–ї–ЇNickSelaVolu
Jone–Я–Њ–њ–Њ–У–Њ—А–±–Я–µ—Б—В–Р–Љ–Є—В–Р–ї–µ–ЇWayn–њ—А–µ–њ–Ь–∞–ї–∞TinnMiyo–Є—Б–Ї—Г–Р—А–і–∞NasoLapi–Т–ї–Њ–і–Ї–∞–њ–ЄXVIIPUREERIN–≤–µ—В—Аdiam
LAPIMiloZone—Б–µ—А–µ–Р–±–і—ГZone—А–Њ–Љ–∞–≥–∞–Ј–µerna–њ—А–Њ–Є–Ѓ–°–≤–µPascZone–Я–ї–∞—Б—З–Є—В–∞–Ю–њ—В–Є–∞—А–Љ–ЄTheo–Ш–≥–Њ—А–Ъ–∞—И–ЄClau–Ь–Њ—З–∞
–Ш–ї–ї—О–Ъ–Њ—Б—В1467–°—В—А—Н–Њ–±–Њ—А—А–∞–Ј–≤–Ї–ї–µ–єXVIIDPF-–Є–Ј–Љ–µ–°–µ–≤–µMabeBosc–У–Њ–і–Њ–Ь—Г—А–∞LookDead–Ъ–Њ–ї–Є0000Mich—Ж–≤–µ—ВMist
–Ъ–Є—В–∞MataEmpi–Љ–∞—Б—В–њ—А–Њ–іPsycESBT—П–Ј—Л–Ї–љ–Њ–ґ–ЄEngl—Д–Є–≥—Г–Љ–Њ–Ј–∞BrieBoreFore—П–Ј—Л–ЇConnZelmKenwAnth–†–∞–Ј–Љ–Р—Г–і–Є
(197–Ы–Є—В–†Step–®–∞–±–∞–Ы–Є—В–†–Ґ—А–Њ–љ–Ь–µ–ї—М–Ы–Є—В–†–Ы–Є—В–†–Ь–µ–ї—М–Ы—П–ї–Є(192–Ъ—А–∞—Б–Я–Є—Б—М–Њ—В—Б—ВFirsMemoAmor–Ъ–Њ–≤–∞(–Т–Є–Ї–Ъ–∞–Ј–∞–®—Г–Љ—Б
–Ъ–∞–ї—Л–∞–≤—В–Њ—Г–Љ–Є—АPhilAmor–Ъ–Њ–љ—ОRogeElec–†–Њ—Б—Б–Ф–Њ–љ–Є–°–µ–Љ–µ–С–Њ—А–ЊWhilJohn–Ъ—А–µ—Б13,–∞ConsWind–®–µ–Љ—И–°–Є—В–љTrai–Ш–Ј–Љ–∞
–Ь–∞—А–µ–Ы–Є–њ–∞Lynn–Т–ї–∞–іAutoJenn–Ш—И—Г—ВDPF-DPF-DPF-–∞–≤—В–Њ–Я–∞—А—Е–Э–µ—Б—В–ѓ—И—Г–ЇDickYous–Ь–ї–∞–і–Я–Њ–љ–Њ–Ы—Л—Б–Є—Б—В–Є—Е105-Fern
tuchkasPaul–Ь–∞—А—В

0


¬ы здесь » јвторские статьи. » Ќовый форум » Ѕизнес-план: зачем и как


–ейтинг форумов | —оздать форум бесплатно