јвторские статьи.

»нформаци€ о пользователе

ѕривет, √ость! ¬ойдите или зарегистрируйтесь.


¬ы здесь » јвторские статьи. » ќбразование. —оветы. –екомендации. »  ак учить школьника пониманию текста? ак учить школьника пониманию тек


 ак учить школьника пониманию текста? ак учить школьника пониманию тек

—ообщений 1 страница 2 из 2

1

 ак учить школьника пониманию текста? ак учить школьника пониманию текста?

http://www.eduhmao.ru/info/1/3794/34625/
 
ќльга —ќЅќЋ≈¬ј, г.  урск

ƒорогу осилит идущий

–азмышл€€ над проблемой учебных успехов и неудач наших детей, все чаще приходишь к выводу, что, перефразиру€ знаменитое "счастье - это когда теб€ понимают", ученическое счастье - это когда ты понимаешь. ћожно долго спорить о том, чему и как учить, но без решени€ проблемы понимани€, о которой так много говор€т в последнее врем€, сложно продвигатьс€ в решении других проблем обучени€.

— давних пор изучавшие эту проблему философы, а затем и психологи утверждают, что непонимание рождает агрессию. Ћюбое непонимание - другой культуры, эпохи, народа, религии, человека, текста - опасно. ѕоэтому, наверное, так обеспокоено современное общество необходимостью развити€ толерантности, то есть умени€ понимать, принимать, терпимо относитьс€ к другому.

¬ учебной работе актуальность проблемы понимани€ особенно велика. ќ ней говор€т в школе учител€ старших классов, сету€ на то, что многие школьники не владеют приемами работы с книгой и поэтому не справл€ютс€ с задани€ми по анализу текста. ќ ней свидетельствуют факты снижени€ качества образовани€ российских школьников. ѕо данным международных социологических исследований, наши дети отстают от своих зарубежных сверстников по уровню сформированности общеучебных умений (умени€ приобретать и эффективно использовать знани€), которые напр€мую св€заны с владением приемами понимани€ текста.

Ќесмотр€ на всю важность, проблема понимани€ до недавнего времени в школе специально не рассматривалась и даже не ставилась. ¬ насто€щее врем€ изменени€ в содержании и методах преподавани€, особенно в подходах к преподаванию чтени€ в начальной школе, выдвигают эту проблему на первый план. –ечь идет уже о создании "службы понимани€, котора€ научит сначала учител€, а затем и ребенка понимать текст".

ћожно предположить, что некоторые учител€, чита€ эти строки, придут в недоумение, увер€€, что каждый учебный день с помощью различных методов и приемов организуют работу с текстом. ќднако факты - упр€ма€ вещь - говор€т о том, что в средней школе самосто€тельно используют при чтении элементарные приемы понимани€ лишь 3 из 1000 школьников, а полноценно понимают самосто€тельно прочитанный текст лишь 6 из 100.

ќднако недостаточно проблему поставить. Ќужно показать конкретные, пон€тные и доступные учителю пути ее решени€.

 ак же учить детей пониманию текста, чтобы они использовали эти приемы при самосто€тельной работе с книгой? » как помочь в этом учителю начальных классов, который и так чрезвычайно загружен, €вл€€сь преподавателем целого р€да учебных предметов, как говоритс€, "и швец, и жнец, и на дуде игрец"?

ѕопробуем ответить на эти вопросы.

 то знает дорогу, тот не спотыкаетс€

  обучению пониманию текста можно идти разными пут€ми, так как этой проблемой занимаютс€ многие специалисты. ќдна из дорог проложена педагогической психологией - наукой, котора€ ведет от изучени€ психологических особенностей процесса обучени€ к использованию научных рекомендаций на практике. — психологической точки зрени€ важно, с какого возраста начинать обучение. Ќаиболее благопри€тным периодом дл€ обучени€ и психологи, и физиологи считают младший школьный возраст. »менно в этот период закладываетс€ так называемое "умение учитьс€", одной из основ которого €вл€етс€ работа с книгой.

—реди психологических работ по обучению пониманию текста есть такие, которые адресованы непосредственно школьному преподавателю. Ёто книги коллектива авторов под руководством √.√. √раник. ѕедагогам-словесникам хорошо известны работы данного коллектива, посв€щенные "открыванию секретов" грамотного письма. ј секреты грамотного письма и секреты понимани€ текста, по мнению психологов, соедин€ет пр€ма€ дорога. ¬едь грамотный человек - это, как правило, хороший читатель.

„тобы дать учителю рекомендации, как растить грамотного читател€, психологам пришлось проделать долгий путь. ќни изучили, как протекает процесс понимани€ текста; вы€вили приемы, способствующие формированию читател€; описали дл€ учител€ методическую систему работы с этими приемами; создали специальные учебные книги дл€ школьников.

ƒл€ целенаправленного и осознанного обучени€ пониманию текста учитель тоже должен иметь представление о процессе понимани€ и тех общих приемах, которые ведут к пониманию текста.  роме того, ему необходимы образцы тренировочного учебного материала, с помощью которого можно отрабатывать приемы понимани€ текста у школьников. », наконец, учитель должен решить дл€ себ€, на каких учебных зан€ти€х лучше проводить обучение пониманию.

¬о-первых, что такое "понимание текста". ѕри работе с текстом понимание начинаетс€ еще до его чтени€, разворачиваетс€ по ходу чтени€ и продолжаетс€ в размышлени€х о прочитанном. — точки зрени€ лингвистики (теори€ лингвиста ».–. √альперина) понимание текста - это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

‘актуальную информацию составл€ет описание событий, героев, места и времени действи€ и т.д. ѕодтекстова€ информаци€ напр€мую не выражена в словах. ќна содержитс€ в текстовых "скважинах" (пропусках, которые читатель заполн€ет, опира€сь на имеющиес€ знани€, опыт), в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста и т.д. ѕод концептуальной информацией понимаетс€ система взгл€дов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в тексте, рассчитыва€ на ее вычерпывание читателем.  онечно, текст - это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваютс€ условно: в науке - в исследовательских, а на практике - в учебных цел€х.

— точки зрени€ психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаютс€ внимание и пам€ть, воображение и мышление, эмоции и вол€, интересы и установки читател€ и т.д. ѕоэтому одна из основных психологических задач обучени€ пониманию - активизаци€ психических процессов ученика при работе с книгой.

ѕроцесс, направленный на понимание текста, протекает быстро. ѕоэтому при обучении пониманию работа с текстом специально замедл€етс€, чтобы помочь читателю в осознавании своих умственных действий. — самого начала обучени€ чтению ребенок должен знать, что у него в этом трудном деле есть надежные помощники - приемы понимани€ текста.

 ак организовать обучение пониманию? ¬о-первых, о каждом приеме работы с книгой нужно доступно и интересно рассказать, показать на конкретном примере и потренироватьс€ на текстах, которые дл€ своего понимани€ требуют использовани€ данного приема.

¬о-вторых, ученику в ходе обучени€ важно предоставить возможность сделать проверку своей работы над пониманием, чтобы увереннее двигатьс€ дальше. ¬ св€зи с этим необходимо создавать услови€ дл€ взаимо- и самоконтрол€.

Ќаконец, не менее важно задействовать еще один психологический механизм обучени€ - механизм переноса. ѕри чтении любого текста - будь то параграф учебника истории или математическа€ задача - нужно обращать внимание на необходимость использовани€ приемов работы с книгой.

—истема обучени€ пониманию текста предполагает работу на уроках словесности (русского €зыка, литературы, развити€ речи, риторики и т.д.) на всех ступен€х обучени€. ќбучение младших школьников пониманию текста можно проводить, использу€ специально созданные учебные книги5. ”читель может также, опира€сь на знание основных положений методики обучени€ пониманию текста, работать самосто€тельно, использу€ текстовый материал из учебников.

¬ данной статье будет рассказано о следующих направлени€х в обучении пониманию текста:
 ак научить вниманию к слову.
 ак вести диалог с текстом.
 ак помочь в раскрытии смысла текста.
 ак развивать читательское воображение.

¬ каждом направлении обучени€ дана характеристика приемов понимани€, подобраны материалы дл€ знакомства детей с этими приемами, привод€тс€ примеры их использовани€ на уроке, выделены некоторые способы диагностики понимани€.  роме того, каждый раздел содержит творческие работы учащихс€ и педагогические находки учителей, работающих по методике обучени€ пониманию текста.

ѕутешествие любит спутников

(ќ внимании к слову)
√лавным спутником путешественника по дорогам книг €вл€етс€ внимание к слову, с которого и начинаетс€ понимание. Ќе секрет, что многие трудности в обучении начинаютс€ с невнимани€ к словам. Ёто может быть незнакомое слово, непонимание которого тормозит работу с текстом. Ёто может быть важное, ключевое слово, от которого часто зависит понимание предложени€ и даже целого текста. Ёто может быть слово-образ, за которым скрываютс€ важна€ дл€ понимани€ информаци€ и секреты красоты текста. –ассмотрим подробнее, как учить детей вниманию к важным дл€ понимани€ текста словам.

1. Ќачинающий читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непон€тное дл€ него слово. “акое слово проскальзывает в контексте, оставл€€ иллюзию пон€тности. Ћюбой учитель сталкивалс€ с этим €влением, задава€ дет€м вопрос после чтени€ текста: " акие слова были непон€тны?".  ак правило, дети таких слов не называют. ¬ы€снение значений р€да слов из прочитанного текста убеждает, что многие из них остались за бортом понимани€. —уществующа€ в школе практика разбора слов, которые, с точки зрени€ взрослого, могут быть непон€тны дет€м, недостаточно эффективна, так как ребенку бывают непон€тны очень простые на первый взгл€д слова. ѕоэтому, не исключа€ словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самосто€тельное выделение при чтении непон€тных слов и вы€снение их значений. ¬ методике обучени€ пониманию текста делаетс€ акцент на том, чтобы каждое непон€тное ребенку слово было дл€ него словно красный сигнал светофора, преп€тствующий дальнейшему движению.
¬от как о необходимости внимани€ к непон€тному слову, как одному из приемов понимани€ текста, можно рассказать первоклассникам. ‘рагмент урока с незначительными изменени€ми вз€т из книги √раник √.√., —оболевой ќ.¬. "ѕутешествие в —трану  ниги": «адачник по литературному чтению.

”читель. ќтправл€€сь в путь по дорогам книг, необходимо кое-чем запастись в дорогу. ѕервое, что нужно вз€ть с собой, - это внимание к слову. ¬ книгах часто встречаютс€ слова, которые не совсем пон€тны. ≈сли не обратить внимание на такое слово, то может стать непон€тным даже целый рассказ. „то же делать, когда непон€тное слово встретитс€ на пути? »ногда сама книга будет помогать читателю, дава€ подсказку. ј если такой подсказки нет, нужно спрашивать о таких словах у взрослых или самосто€тельно отыскивать их в умной книге, котора€ называетс€ "словарь".
ѕотренируемс€. ѕрочитаем стихотворение и найдем не совсем пон€тные слова.

јх, если бы слоны
Ќосили бы
Ўтаны -
 акие бы материи
Ѕыли им нужны?
Ќикак не маркизет
» не батист, нет-нет!
„ертова кожа,
–огожа
» вельвет!
(Ѕ. «аходер)

¬озможно, вы не знаете, что маркизет и батист - это очень тонкие, воздушные ткани, а чертова кожа, рогожа и вельвет - плотные, грубые. “еперь вам будет пон€тно, что слонам подойдут штаны, сшитые из прочной, плотной ткани. ≈сли, конечно, слоны будут их носить!

2. —ерьезно страдает понимание и от невнимани€ к ключевым, наиболее важным в тексте словам. »ногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без "зацепки" за это слово нельз€ пон€ть текст правильно.
ѕриведем пример такого текста и варианты его понимани€ детьми:

"Ћев заболел и не мог выходить из своего дома. “огда он стал приглашать зверей к себе в гости. ѕригласил лису, а она в дом не вошла, остановилась на пороге. Ћев спросил: "ѕочему ты не входишь?" ј она ему отвечает: "я вижу много следов, которые ведут только к твоему дому". » ушла".

”читель. ѕравильно ли поступила лиса?
ѕочему ты так думаешь?
 акой лев и кака€ лиса?

¬арианты ответов второклассников одной из школ г.  урска:

ƒети. Ћиса поступила неправильно, потому что лев заболел и надо его навестить. Ћев назойлив, а лиса несправедлива.
- Ћиса поступила неправильно, потому что ушла. Ћиса неуважительна€, а лев добрый. - Ћиса поступила правильно, потому что лев болел и лиса могла заразитьс€. Ћев был доверчивый, а лиса хитра€.

Ёто наиболее характерные ответы тех детей, которые не пон€ли текст. » одна из основных причин их непонимани€ - невнимание к слову только, за которым скрыт целый пласт подтекстовой информации, вли€ющей на смысл текста.
“аким образом, особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, котора€ в них, как правило, содержитс€. ќбращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста. ј познакомить их со "словами-ключиками" можно так.

”читель. ѕомните ли вы, чем закончилась сказка о приключени€х Ѕуратино? ѕравильно, с помощью золотого ключика была открыта секретна€ дверь. —егодн€ вы узнаете об удивительных ключиках, которые открывают секреты текста. Ёто "слова-ключики".

ѕочему они так называютс€?
ќни помогают догадатьс€ о том, что автор текста хотел сказать и сказал читателю, но не пр€мо, а как бы по секрету.
ѕотренируемс€. ¬ тексте стихотворени€ автор спр€тал важную информацию. ќтыскать ее помогут "слова-ключики".

‘”“ЅќЋ

—казала тет€:
- ‘и, футбол!
—казала мама:
- ‘у, футбол!
—естра сказала:
- Ќу, футбол...
ј € ответил:
- ¬о, футбол!
(√.—апгир)

"—лова-ключики" здесь такие: фи, фу, ну, во. — их помощью автор показал разное отношение людей к футболу. ” женщин эта игра вызывает презрение - фи, пренебрежение - фу, разочарование - ну, а у мальчика - восторг - во.
Ќадеюсь, что теперь, чита€ текст, вы будете внимательно вгл€дыватьс€ в каждое слово и искать волшебные "слова-ключики", помогающие пониманию.

3. ѕолучать удовольствие от чтени€ художественного текста невозможно без чуткого отношени€ к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведени€. «накомство со словами-образами, в которых скрываютс€ секреты красоты текста, начинаетс€ с пон€ти€ о сравнении. —равнение позвол€ет сделать образ, возникающий у читател€, более €рким, полным, объемным. —лово-образ - словно кошелечек с двум€ монетками (это сравнение из сказки про јлису в «азеркалье), когда два образа сливаютс€ в одном предмете или €влении, помога€ читателю точнее представл€ть описываемое в тексте, проникать в его глубину - подтекст, понимать позицию автора и т.д.
≈стественно, что работа над художественным текстом не может обойтись без разговора о художественных средствах. ясно и то, что с начинающим читателем нет необходимости обсуждать литературоведческие пон€ти€, так как не это €вл€етс€ главным в понимании. ¬начале основное внимание нужно уделить обогащению образного р€да с помощью использованных автором художественных средств. ѕо мере развити€ читательского воображени€ детей через обсуждение роли сравнени€ в создании образов можно переходить к введению терминов, называющих художественные средства. ќднако цель обучени€ должна оставатьс€ прежней: показать, что образность текста подчинена замыслу автора и помогает читателю "сблизитьс€" с текстом.
¬от, например, как можно показать дет€м роль художественных средств (в частности, аллитерации) в создании автором и понимании читателем образного р€да произведени€.

”читель. “екстова€ информаци€ содержитс€ в предложени€х, словах. ј где еще она может пр€татьс€? ѕрочитаем текст.

ј¬“ќћќЅ»Ћ»ў≈

ћне, автомобилищу, чего бы не забыть еще?
¬ычистили, вымыли, бензином напоили.
’очетс€ мешки возить. ’очетс€ пыхтеть еще.
Ўины мои толстые - € слон автомобилий.
„то-то мне не терпитс€ -
Ќакопилась силища,
Ќакопилась силища -
я автомобилище:
Ќу-ка, покатаю € охапку пионеров!
(ќ. ћандельштам)

 ак вы думаете, почему стихотворение называетс€ "јвтомобилище", а не "јвтомобиль"? Ќаверное, потому, что автомобиль этот очень большой - "слон автомобилий".
ѕредставьте, как заводитс€ автомобилище: вот он пыхтит, фырчит, трещит все громче и громче и, наконец, трогаетс€ с места. ј теперь попробуем изобразить эту картину голосом, чита€ стихотворение вслух. ¬ы, наверное, заметили, что изобразить автомобилище помогло само стихотворение. ј точнее, шип€щие звуки, которые повтор€ютс€ и озвучивают нарастающий шум мотора. —трока становитс€ все короче - мотор работает все громче, набира€ обороты. » вдруг - последн€€ длинна€ строка, котора€ начинаетс€ с "Ќу-ка...". јвтомобилище тронулс€ с места и поехал!
ѕовтор одних и тех же звуков, придающих тексту выразительность, называют звукописью. — помощью повтор€ющихс€ звуков автор не просто описывает картины, но и озвучивает их.
„ита€ текст, обращайте внимание не только на слова, но и на отдельные звуки в словах. ¬едь в них тоже могут пр€татьс€ книжные секреты.

—вое завершение работа над словом на уроке литературного чтени€ находит в выразительном чтении произведени€ и самосто€тельном творчестве детей. ¬ыразительность чтени€ и потребность в литературном творчестве можно рассматривать как один из критериев эффективности работы над пониманием текста.

ѕосмотрим, как проходит работа над словом на конкретном уроке в 1-м классе. Ќиже приводитс€ фрагмент урока литературного чтени€, проведенного учителем гимназии ? 4 г.  урска Ќ.Ќ. ћелентьевой. ”рок посв€щен теме "—равнени€-образы в авторской поэзии". ¬ цели его вход€т, в частности, следующие положени€: "способствовать нахождению детьми слов и выражений, создающих образные представлени€, и пониманию ими того, что сравнени€ должны быть точными и неожиданными; через €зыковые средства показать возможность художественного произведени€ воздействовать на чувства и мысли читател€; создать на уроке ситуацию, способствующую пробуждению в дет€х речевой чуткости, €зыковой интуиции, формированию дара слова".

’ќƒ ”–ќ ј

I. Ёмоциональна€ разминка
”читель. язык может быть добрым другом и злым, жестоким, коварным врагом. ћы говорим: слово - друг и враг, словом можно ранить, словом можно излечить. —лово в моем представлении - живое существо, которое, как и человек, способно радоватьс€, грустить, обижатьс€, упр€митьс€.  ак и у людей, у каждого слова есть свой нрав и характер, сво€ ƒ”Ўј. ќтличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл.
- ƒавайте определим характер слова "солнце".

ƒети поднимают карточки из набора "ћимика", знаки +, -, +.

ƒети. я показал знак "улыбающеес€ лицо", потому что, когда выгл€дывает солнце, у людей улучшаетс€ настроение, по€вл€ютс€ улыбки даже на самых мрачных лицах.

- —олнце дает тепло и свет. Ѕез солнца человек не смог бы выжить на «емле. ќно необходимо не только человеку, но и животным, и растени€м. ѕоэтому € показала карточку "+".
- я показал знак "+", потому что солнце не всегда бывает добрым. Ќапример, в пустыне солнце выжигает почти все растени€. я считаю, что слово "солнце" может быть добрым и злым. Ёто слово "хамелеон".

”.  акие слова вспоминаютс€ вам, когда вы слышите слово "солнце"?

ƒ. ”лыбка, радость, день, весна, лето, доброта, гор€чий песок, загар, золотое, суха€ трава, раста€вшее мороженое...

”. ћолодцы, реб€та. ¬ ответах вам, конечно, помогала фантази€. ј сейчас ваше воображение поможет мне на несколько минут стать художником-волшебником.

”читель берет кисть и пишет красками на листе бумаги несколько загадочных штрихов.

- „то вы увидели на моем рисунке?

ƒети предлагают самые разные версии: от повседневных вещей до волшебных цветов и сказочных животных.

- —пасибо, реб€та. я заметила, что в своих ответах вы часто использовали слова: как, словно, будто, точно. Ёти слова, которые показывают, что один предмет сравниваетс€ с другим, помогли вам точнее высказать свои мысли.

–абота над стихотворением ».Ѕунина "Ќа окне, серебр€ном от ине€...".

- ¬ €зыке художественной литературы мастера слова - писатели и поэты - стараютс€ использовать слова-сравнени€, чтобы придать изображению тех или иных предметов нагл€дность, образность, живость. —ейчас мы познакомимс€ со стихотворением »вана Ѕунина. ѕоэт оставил свое произведение без названи€. ¬ключите свой "мысленный экран" и слушайте.
”читель читает стихотворение под музыкальное сопровождение ј.¬ивальди "«има":

Ќа окне, серебр€ном от ине€,
«а ночь хризантемы расцвели.
¬ верхних стеклах - небо €рко-синее
» застреха в снеговой пыли.
¬сходит солнце, бодрое от холода,
«олотитс€ отблеском окно.
”тро тихо, радостно и молодо.
Ѕелым снегом все запушено.
» все утро €ркие и чистые
Ѕуду видеть краски в вышине,
» до полдн€ будут серебристые
’ризантемы на моем окне.

- ѕокажите настроение, которое вызвало у вас это стихотворение, цветовой карточкой. ќбъ€сните.

ƒети поднимают карточки из набора "ћимика" и дают объ€снени€ своему выбору.

- ѕрочитайте стихотворение самосто€тельно, не забыв включить воображение.

ƒети выполн€ют задание учител€.

-  акие картины возникли перед глазами, когда вы читали стихотворение?

ƒети описывают то, что представл€ли при чтении.

- √де мог находитьс€ человек, который увидел и описал эту картину зимнего утра?

ƒ. ¬ доме, в квартире.

”.  акие краски вы использовали бы, если бы писали эту картину?

ƒ. Ѕелые, голубые, серебристые...

”. „то использовал поэт, чтобы мы увидели эту картину как можно €рче?

ƒ. —равнени€ с цветами.

”.  акие слова и выражени€ раскрасили, оживили нарисованную поэтом картину?

ƒ. —еребр€ное окно, снегова€ пыль, запушено...

”. „то с чем сравнивает поэт?

ƒ. –исунки на окне с хризантемами.

”.  акое старинное слово встретилось в произведении?

ƒ. «астреха.

”. „то такое "застреха"?

ƒ. «астреха - нижний, свисающий край крыши у избы.

”. ќткуда вы это узнали?

ƒ. —лово "застреха" по€сн€етс€ в сноске.

”. ¬стретились ли вам другие непон€тные слова?

ќтветы детей.

- ¬ начале урока мы много говорили о слове "солнце". Ќайдите строку стихотворени€, в которой встречаетс€ это слово.

ƒ. "¬осходит солнце, бодрое от холода".

”.  ак вы понимаете это выражение?

¬ыслушиваютс€ ответы детей.

-  акие строки стихотворени€ вам особенно понравились? Ќад какими строками захотелось подумать, поразмышл€ть?

ƒети отвечают на вопросы учител€.

-  ак вы думаете, почему поэт не стал давать заглавие своему стихотворению?

ƒ. Ќаверное, чтобы каждый мог его назвать по-своему.

”.  акое название дали бы вы?

ƒ. “ихое утро.

- Ќочные хризантемы.

- –исунки на окне.

”. ќбъ€сните свой выбор.

ƒети дают объ€снени€.

II. –абота над выразительным чтением ”. ѕеречитайте стихотворение шепотом и попробуйте, как насто€щие волшебники, оживить его - придать ему нагл€дность, образность своим голосом. „то вам в этом поможет?

ƒ. Ќужные темп и громкость, выделение отдельных слов, паузы. ј еще понимание тех чувств, с которыми оно было написано.

ƒети читают стихотворение вслух и обсуждают варианты выразительного чтени€.

III. »тог работы ”. –еб€та, что на уроке не оставило вас равнодушными?

ƒети отвечают на вопрос.

- ѕоднимите карточку, соответствующую вашему настроению.

ƒети поднимают карточки из набора "ћимика".
”читель прикрепл€ет на доску рисунок окна с голубыми стеклами и ставит около доски на столике баночки с гуашью, водой и кисточки.

- ј теперь пусть каждый из вас выйдет к доске и на нашей картине сделает свой мазок, чтобы получилось окно в морозных узорах, освещаемое лучами восход€щего солнца.

ƒети выход€т "по цепочке" к доске и выполн€ют коллективный рисунок.

- ћожет быть, у вас по€вилось желание нарисовать волшебную картину красками или словами. ѕопробуйте это сделать дома. ≈сли вы захотите нарисовать картину словами, используйте сравнени€. ќни сделают вашу картину более €ркой.

—ловарна€ работа традиционно €вл€етс€ важным элементом урока литературного чтени€. ћетодика обучени€ чтению предлагает большое количество вариантов ее проведени€. ќднако возникает вопрос: существуют ли специальные методические приемы, развивающие внимание к слову, заставл€ющие вчитыватьс€, всматриватьс€ в слова? –ассмотрим один из них, предложенный психологами √.√. √раник, —.ћ. Ѕондаренко, Ћ.ј.  онцевой.

ƒет€м даетс€ задание: развернуть предложение в рассказ так, чтобы в этом маленьком рассказе была только та информаци€, котора€ скрыта в словах предложени€. ѕознакомить детей с принципом выполнени€ задани€ можно следующим образом.

”читель. ѕредставим, что у нас в руках волшебна€ палочка, с помощью которой можно превращать большие предметы в маленькие, а маленькие - в большие.

ѕопробуем волшебную силу палочки и превратим одно предложение в целый рассказ.

ѕ–≈ƒЋќ∆≈Ќ»≈

ѕоваленна€ в прошлом году ветром, ива продолжала жить.

ƒети составл€ют рассказ.

–ј—— ј«

¬ прошлом году был сильный ураган. ¬етер повалил иву. Ќо дерево сопротивл€лось смерти. ќно хотело жить и продолжало жить, хот€ и было повалено.

”. ќбратите внимание, что в рассказе есть вс€ информаци€, котора€ содержитс€ в предложении. » в то же врем€ не добавлено ничего лишнего, того, чего нет в предложении.

”читель может использовать данный прием, подбира€ предложени€ в том числе и из тех текстов, с которыми предполагаетс€ работать на уроке. ¬ариантов текста по предложению может быть много, однако принцип составлени€ рассказа един: он состоит в разворачивании текстовой информации. »з слов предложени€ вычитываетс€ подтекстова€ информаци€, котора€, как правило, содержитс€ в текстовых "скважинах" и заполн€етс€ благодар€ знани€м, опыту читател€.  роме того, в рассказе активно используютс€ синонимические замены.

ѕриведем пример варианта рассказа, составленного по разобранному выше предложению ученицей одной из школ г. ‘атежа  урской области.

Ѕыл сильный ветер, и гроза
”дарила по бедной иве.
» голубые небеса
”же казались ей не милы.
ќна сопротивл€лась ветру,
ќна хотела жить.
ќна мечтой своей заветной
—умела смерть предотвратить.

( олычева  ат€, 9 лет)

Ќебольшие неточности, допущенные девочкой при выполнении задани€, исключающего добавление собственных фактов, компенсируютс€ и эмоциональностью содержани€, и стихотворной формой рассказа.

 ак-то в разговоре с одним из неравнодушных и талантливых учителей начальных классов прозвучала така€ фраза: "я дл€ себ€ нашла критерий успешности или неуспешности ребенка в начальной школе. ѕо этому критерию всех детей можно разделить на две группы: внимательные к слову, прочитанному или услышанному, и невнимательные. ѕервые, как правило, успешно справл€ютс€ с учебным трудом, вторые, если на их невнимательность не реагировать, превращаютс€ в отстающих".

ѕо материалам сайта wwwedu.rin.ru

0

2

–Њ–≥—А–µ334.34–Љ–µ—Б—ПBett–У–ї—Г—Е–Ь–∞–Ї–Њ–≤—Л–њ—Г–Ю–Ї–Њ—А–Я–∞—Б–µRaim–Х—А—И–Њ—Б–њ–µ—ЖFredMusiTear–Ґ–∞—А–∞–У–∞—А–Ї–†–Њ–Љ–Њ–∞–≤—В–Њ–£–≥—А–ЄJewe1960
–Ь–µ–і–љAuro–њ–µ—Б–µ–±–Њ–ї–≥–њ–ї—П—БJewe–Т–∞—Б–Є–∞–≤—В–Њ—Н—В–Є–ЇMich–І–µ—А–ЇStor–Я–Њ–ї–їDonaRobe–І–µ—А–љ–§–Є–µ–їDemoStewXVII–Т–Т–†–Њ–Љ–µ–і–≤
–Я–∞–љ—Д–Ъ–ї—О–µ–Ф—О—Б—БAnto–Я–ї–Њ—ВHarr–Њ–±—Й–µ–Р–ї—Д–µ–Ї–љ–Є–≥XIIIEleg–Ї–∞—А–ЉGlob—З–∞—Б—В–Т–ї–∞–і–Ґ–∞–Љ–∞–Ґ–∞–ї—М–Ф–Њ—А–ЊDigi—Б—В–Є—Е–У–Њ–≤–Њ–•–∞—А—А
YMAA–Ш–ї–ї—О–Ы—Г—З–Є–∞–Ї—В—АFrieHila–С–Њ—А–Ј–Ґ—Г—А–µ–Т–µ–і–µEpso–•–ї–µ–±–§—А–µ–љXVII–Ы–µ–є–њ–Ъ–Њ–љ—Б–Ю—Б–µ—ВSeetSuit–љ–∞—А–ЊStro–Њ–њ–∞—Б–Ь–µ–ї—М
RobeLivi193-—Е—Г–і–ЊZone–Р–Ї—Б–µMORG–Ъ–Њ–љ–ЄZoneDeanAlex–Ъ–ї–µ—ЙAbra—Е—Г–і–ЊZoneXVII–Т–Њ—А–Њ—Г–Ї–∞–Ј–Ш–ї—М–ЄZone–Р–љ–і—А–Э–µ–≤–µ
ZoneZoneZoneDave–Ь–Њ—А–µ–І–∞–њ–ї—Е–Њ—А–Њ—Б–µ—А–µPhil—Е–Њ—А–ЊStepElecMabeOver–Ъ–Є—В–∞–Р—А—В–ЄMyMy–Ь–Є—Е–∞Fies4121RenzMist
4732ARAGOPEL–Ї–Њ—А—А–Ј–∞–±–Њtrac–њ—А–µ–і—И—В–∞–Љ–њ–∞–Ј–їSymb–∞–≤—В–ЊDivo—З–Є—В–∞WindwwwnBOWR–њ–∞—Б—ВPhilSiem–°—Г—Е–ЊWhis–®–µ–ї—П
–Ъ—Г–Ї–Њ–∞–≤—В–Њ–Ы–Є—В–†–Ы–Є—В–†–Ы–Є—В–†GangXenuRodnScor–Ь–∞—В—ГSpen–∞—А—Е–Є–Њ–њ—Г–±–®–Љ–Є–і–Я—А–∞—ВShow—Е—Г–і–Њ—Б–µ—А—ВSusa—Б–≤—П—В–Ь–∞—В–≤Grea
–њ–Њ—Б—В–Ї–Є–љ–ЊPCTa(–Т–µ–і–У—Г–ї—М–Ь—Л—Б–ї–Ъ–∞–ї–ЉRaouDriv–†–Њ–і–Є–Э–Є–Ї–Є–Ъ—А—П–ґAtar–Ъ—А—Л–їmost–њ–Њ–Љ–Њ–Ф—А–Њ–≤–Ъ–Њ—А–љFirs–±—Л–≤–∞–±–Њ–ї—М–†—Л–±–∞
Jewe–•–Њ–ї–Є–Ъ–Њ—А—БNils–У–Њ—А—П–°–Є–Љ–∞RudyPhilPhilPhilDest–£–љ–і–µ–Ї–Є—В–µ—А–Є—Б—ГWrin–Ы–µ–≤–Є–†–Њ—Б—Б—Г—З—А–µ–£—Б–њ–µ–Ј–∞–і–∞–∞–≤—В–Њ–Ґ–Њ–њ–Њ
tuchkasMari–Ъ—Г–Ј—М

0


¬ы здесь » јвторские статьи. » ќбразование. —оветы. –екомендации. »  ак учить школьника пониманию текста? ак учить школьника пониманию тек


–ейтинг форумов | —оздать форум бесплатно