јвторские статьи.

»нформаци€ о пользователе

ѕривет, √ость! ¬ойдите или зарегистрируйтесь.


¬ы здесь » јвторские статьи. » ќбразование. —оветы. –екомендации. »  ак помочь в раскрытии смысла текста ак помочь в раскрытии смысла текс


 ак помочь в раскрытии смысла текста ак помочь в раскрытии смысла текс

—ообщений 1 страница 2 из 2

1

 ак помочь в раскрытии смысла текста ак помочь в раскрытии смысла текста

http://www.eduhmao.ru/info/1/3794/34624/
 
ќльга —оболева, г.  урск

јмериканские психологи провели такой эксперимент. ќни предлагали дет€м самосто€тельно выполнить хорошо известное задание - прочитав текст, выделить в нем основную мысль. ѕри этом учитель оставил детей в одиночестве, а взрослый (психолог) занималс€ в стороне своим делом. “о, что он увидел, незаметно наблюда€ за детьми, получило образное название "аллергическа€ реакци€ на задание". ћногие дети отвлекались, суетились, выходили из комнаты, перекладывали вещи и т.п., а к выполнению задани€ не приступали. ѕричину такого поведени€ психологи объ€сн€ют трудностью задани€. „то же вызывает затруднени€?

√лавна€ особенность выполнени€ подобного задани€ - необходимость с конкретного €зыка фактов и образов перейти на обобщенный €зык мысли и выразить пон€тую мысль в словах. — такого рода задани€ми не всегда справл€етс€ и взрослый.  ак, например, коротко объ€снить смысл пословиц "ѕерва€ брань лучше последней" или "—ердце не лукошко, не прошибешь окошко"? ” многих людей, размышл€ющих над пословицами, возникает ощущение некоего барьера, который затрудн€ет выполнение задачи. ѕон€тность каждого слова и св€зи между ними, то есть фактуальной информации, не приводит сразу к осознаванию и объ€снению смысла.  онечно, большинство взрослых с поставленной задачей в конечном счете справл€ютс€. ƒети же, оставшись с ней один на один, как правило, не пытаютс€ "раскручивать" свои мысли, так как мышление на обобщенном уровне, уровне смыслов дл€ них еще слишком сложно.

—тановитс€ €сно, что способам усвоени€ и выражени€ мыслей, заложенных в тексте, тоже нужно специально обучать. “радиционно на уроке продвижение к смыслу текста идет в коллективном обсуждении. ¬ подобной работе участвует, как правило, небольшое число школьников. ќстальные получают концепт текста (систему мыслей и чувств, заложенных в текст автором) в готовом, "расшифрованном" виде. ќчевидно, что при самосто€тельной работе с текстом задание на выделение основных мыслей у большинства детей, скорее всего, вызовет упом€нутую "аллергическую реакцию".

Ќастало врем€ рассмотреть, как можно построить обучение школьников выделению концептуальной информации текста. Ќо вначале несколько слов о концептуальной информации.

јвтором художественного произведени€, как правило, движет определенна€ иде€, подчин€€сь которой, он подбирает героев текста, выстраивает сюжет. јвтор рассчитывает на то, что читатель воспримет эту идею, пусть не разумом, но сердцем. Ќе случайно рукопись называют "рукопожатием на рассто€нии". ћысли автор скрывает за фабулой, "внешним произведением", чтобы они не казались нравоучением, которое рождает лишь равнодушие и скуку. ћысль, высказанна€ в образной форме, открыта чувствам читател€, его воображению.

 акие тексты лучше использовать в обучении пониманию смысла? —корее всего, те, основна€ цель чтени€ которых - пон€ть скрытый "намек", извлечь "урок": пословицы, басни, сказки, притчи.

ќсобое внимание следует уделить мини-тексту - пословице. Ётот жанр со времен  .ƒ. ”шинского зан€л прочное место в школьном учебнике. ќднако методические приемы работы с пословицами в современных учебниках до недавнего времени не отличались разнообразием: подобрать наиболее подход€щую к тексту пословицу; найти в тексте пословицу, объ€снить смысл пословицы; вставить в пословице пропущенные орфограммы и т.п. ƒаже в базовом учебнике несколько лет назад можно было встретить, например, пословицу "„то посеешь, то и пожнешь" в разделе "ќ сельскохоз€йственном труде".

≈сли рассматривать пословицу как жанр, отличающийс€ необычайной точностью, выразительностью, красотой €зыка, позвол€ющий вести обучение вычерпыванию смыслов из текста с учетом психологических особенностей понимани€, то подход к ней должен быть иным.

ќднако вначале необходимо разобратьс€, на каком уровне находитс€ понимание школьниками пословиц. «накомство детей с пословицей начинаетс€ с первых дней школьного обучени€. ќднако, как показывают наблюдени€, из-за отсутстви€ системы работы над пониманием текстов данного жанра интерес детей к пословице, да и возможности ее понимани€, как правило, не развиваетс€. —тихийно это формируетс€ лишь у небольшой части детей с развитием абстрактного мышлени€. —итуаци€ с пониманием школьниками пословиц близка к народной мудрости: "»ной глазами по книжке водит, а разум у него стороной бродит".

ƒл€ вы€снени€ особенностей понимани€ детьми пословиц было проведено исследование. ¬ нем участвовали школьники вторых-третьих классов, так как к этому периоду обучени€ данный жанр дет€м хорошо знаком. «адание состо€ло в восстановлении деформированных предложений (двух пословиц) и их сравнении. Ѕыли использованы пословицы "«а двум€ зайцами погонишьс€ - ни одного не поймаешь" и "ƒвум€ руками трудно схватить двух угрей". јнализ ответов около двухсот школьников показал, что большинство детей испытывали затруднени€ при сравнении пословиц и не смогли сформулировать общую дл€ них мысль.

Ќепонимание пословицы про€вилось на нескольких уровн€х. ¬о-первых, дети не понимают некоторых слов в пословице и, что обращает на себ€ внимание, не вы€сн€ют их значение у учител€. “ак, слово "угрей" в детских ответах превратилось в слова "ужей", "углей", "огреть", однако никто из участвовавших в работе школьников не поинтересовалс€, что означает это слово.

¬о-вторых, многие ученики остаютс€ на уровне понимани€ только фактуальной информации. —равнива€ предложенные пословицы, эти дети замечают лишь то, что "тут все врем€ лов€т двоих", "все врем€ два звер€", "хот€т кого-то поймать" и т.п. ќбща€ дл€ обеих пословиц мысль остаетс€ за бортом понимани€.

¬-третьих, имеет место формальный переход от фактуальной к концептуальной информации. Ёто про€вл€етс€ в том, что ребенок вычитывает не ту мысль, котора€ содержитс€ в пословице. ¬ нашем примере вместо концепта: "Ќельз€ качественно сделать два дела сразу", - дети писали: "Ѕез труда ничего не сделаешь", "Ќельз€ торопитьс€", "¬ пословицах говоритс€ о труде" и проч.

јнализ понимани€ школьниками пословиц подсказал направлени€ работы над этим жанром. »х три. ƒети должны научитьс€:

1) различать в пословице пр€мой и иносказательный смысл;
2) выражать скрытую мысль словами;
3) осознавать и переносить усвоенный концепт на другой текст или жизненную ситуацию.

ѕри знакомстве с пословицей нужно показать дет€м, что она может иметь только пр€мой смысл ("’ороша веревка длинна€, а речь коротка€"), пр€мой и переносный смысл ("ѕуста€ бочка пуще гремит"), только переносный смысл ("—винь€ скажет борову, а боров - всему городу").

¬.¬. ¬оробьева, учитель гимназии N 44 г.  урска, построила объ€снение на уроке следующим образом.

”читель. —егодн€ у нас в гост€х интересные герои - ўелкунчики. Ёто дерев€нные человечки с добрыми, улыбающимис€ лицами. »х главное и любимое зан€тие - щелкать орешки. Ќо орешки не простые. ўелкунчики щелкают орешки-тексты. ќсобенно им нрав€тс€ маленькие тексты - пословицы.
ѕословица похожа на орешек. ¬ ней, как и в орешке, есть скорлупка и €дрышко. —корлупка - это событие, описанное в тексте. Ќапример, пословица: "¬ бездонную бочку воды не натаскаешь". —обытие (скорлупка) здесь простое - бочку, в которой нет дна, нельз€ заполнить водой.
ядрышко пословицы - это мысль. ќна как бы пр€четс€ за скорлупкой-событием. ѕоэтому мысль можно сравнить с €дрышком ореха. ¬ нашей пословице "¬ бездонную бочку воды не натаскаешь" спр€тана така€ мысль: не надо тратить силы на невыполнимые, бессмысленные дела.
ўелкать орешки-тексты, то есть находить в пословице спр€танную мысль, непросто. Ќо ўелкунчики будут помогать нам.
ѕотренируемс€.
ўелкунчики раскололи несколько орешков-пословиц. Ќайдем к каждой скорлупке подход€щее €дрышко.

—корлупки:

1. ” короткого ума длинный €зык.
2. √лаза - зеркало души.
3. ¬ своем болоте и л€гушка поет.

ядрышки:

1. ѕо выражению глаз можно узнать о характере человека.
2. ƒома, на родине, живетс€ радостнее, веселее, чем в чужом краю.
3. Ѕолтливый человек обычно не бывает умным.

≈сли у вас получилось так: 1-3, 2-1, 3-2, - то задание выполнено правильно. ўелкунчики очень довольны вашей работой.

ƒалее дл€ решени€ обучающих задач можно использовать следующий набор заданий: соотнести пословицы и содержащиес€ в них мысли; собрать пословицы из перепутавшихс€ частей; исправить "неправильные" пословицы; составить модель пословицы и придумать свою пословицу; перевести пословицу на €зык мысли (вначале с небольшими подсказками); найти среди группы пословиц одинаковые по смыслу или убрать лишние; озаглавить текст пословицей; закончить текст пословицей; нарисовать иллюстрацию к пословице (к пр€мому и переносному смыслу); составить рассказ по пословице.

¬от как выгл€дит одно из заданий, которые дети выполн€ют с большим интересом.

«адание „асти пословиц перепутались: начало - от одной пословицы, а конец - от другой. —обери пословицы правильно.
Ќе кивай на соседа, торопись слушать.
ѕо морю плавал, да бережок крут.
Ќа то и голова, чтобы карась не дремал.
Ќе торопись отвечать, а гл€ди на себ€.
√де слова привета, там не без щепок.
–ыбка хороша, а воды не видел.
Ќа то и щука в море, чтобы в ней ум был.
√де дрова руб€т, там улыбка дл€ ответа.

¬ дальнейшем "перепутанные" пословицы дети с удовольствием составл€ют самосто€тельно. ≈ще один тип заданий с пословицей, который увлекает реб€т, - составление своих пословиц по определенной "модели". Ётому заданию предшествует беседа об инвариантности мысли, или, говор€ доступным дл€ детей €зыком, о возможности одну и ту же мысль высказывать в разных словах (пр€тать одно и то же "€дрышко" в разных "скорлупках"). ѕословица позвол€ет €рко проиллюстрировать данное €вление. ѕричем пословицы разных народов мира высказывают одну и ту же мысль в словах, характеризующих определенные особенности природных и иных условий своей жизни. Ќапример:
Ќа безрыбье и рак - рыба (русска€).
Ќет рыбы - почитают и краба (вьетнамска€).
Ќет кон€ - и осел сгодитс€ (арм€нска€).
≈сли нет м€са, и грибы идут в суп (ашанти).
¬ поле и жук - м€со (русска€).
√де нет фруктов, там и свекла за апельсин сойдет (персидска€).

ќбща€ мысль, котора€ объедин€ет эти пословицы, высказана в еще одной мудрости русского народа: "» этот хорош, коль нет никакого". ”своив данную особенность перечисленных пословиц, дети по модели "≈сли нет лучшего, сгодитс€ и то, что есть под рукой" сочин€ют свои пословицы.

¬ажно, что использование заданий с пословицей на уроке позвол€ет сделать работу над пониманием основного текста более интересной, глубокой, творческой. “ак, составл€€ пословицы по упом€нутой выше модели "» этот хорош, коль нет никакого", ученики 2-го класса придумали такие варианты: "’леба нет - и сухарь сгодитс€", "Ћампы нет - и свеча осветит", " олоса нет - и травка сгодитс€", "ќбоев нет - и газета сгодитс€" и т.д. ƒалее, анализиру€ сказку "—ера€ Ўейка" (эпизод со стариком), дети продолжили выполнение творческого задани€: "Ќет шубы - и воротник сгодитс€", "Ћучше хоть уточка, чем воротник", "Ќет ни воротника, ни шубы, а есть жива€ душа".

ѕри работе с пословицей на уроке главное - дать толчок к разговору-размышлению. ƒобира€сь до "€дрышка" пословицы, в ходе дискуссии отбрасываютс€ неверные идеи и уточн€етс€ формулировка концепта. Ёта формулировка, по верному замечанию философа ј.ј. Ѕрудного, не всегда полностью отражает, исчерпывает концепт, и что-то порой остаетс€ недосказанным. ќднако само "докапывание" до смысла рождает интерес к пословице, вызывает положительные интеллектуальные эмоции, способствует развитию многих качеств ума.

¬ про€снении смысла пословицы могут помочь тексты, в которых она "разворачиваетс€", то есть пословица стоит в названии текста и сам текст ее по€сн€ет. “акие тексты можно найти, например, в учебных книгах Ћ.Ќ. “олстого. ѕричем маленький рассказ по€сн€ет как пр€мой смысл пословицы ("ѕогналс€ за топорищем - упустил топор", "Ќе за то волка бьют, что сер..."), так и переносный ("«най, сверчок, свой шесток", "Ѕулат железо и кисель не режет"). Ѕлагодар€ тексту, раскрывающему более подробно, чем в пословице, фактуальную информацию, легче сделать переход к выделению концепта.

¬ качестве примера приведем цепочку рассуждений детей, работавших над смыслом текста, в котором описывалась истори€, приведша€ к по€влению пословицы "Ќа воре шапка горит". Ётот урок проходил во 2-м классе прогимназии N 1755 г. ћосквы, учитель - ќ.¬. √винджили€.

ƒети. ¬ор подумал, что по-насто€щему шапка загорелась.
- ќн пон€л, что ему нужно бежать, что заметили его.
- ¬с€ толпа говорила об этом худом деле.
- ¬ору стало стыдно и страшно.
- ќстальные не беспокоились, а вор-то знал, кто украл.
-  то чувствует вину, тот себ€ об€зательно выдаст.
- Ёто его совесть жжет, мучает.
- “айное становитс€ €вным.

”читель вместе в детьми делает вывод.

”читель. —трах быть разоблаченным выдает человека, совершившего плохой поступок.

¬ продолжение описанной выше работы школьникам предлагаетс€ составить свой рассказ по пословице. ¬от как объ€сн€ют сами дети смысл данного задани€: "пон€тнее будет пословица", "чтобы пон€ть, в каких случа€х нужно ее говорить", "чтобы пон€ть, как с этой пословицей можно жить".

»ллюстрирование пословиц (в рассказах и рисунках) сопровождаетс€ объ€снением задачи: развернуть фактуальную информацию пословицы или придумать ситуацию, когда так говор€т (то есть увидеть тот же смысл в другом тексте). ƒанное задание нельз€ назвать простым, однако многие дети решаютс€ попробовать свои силы в сочинении рассказов по пословице. ѕриведем некоторые из этих рассказов.

Ќ≈“  ќЌя - » ќ—≈Ћ —√ќƒ»“—я

∆ил-был мужик. ѕошел он на рынок, чтобы купить себе кон€. Ќашел он кон€, но конь был дорогой, и мужику не хватало денег. ћужик ходил по рынку, чтобы найти дешевого кон€, но нашел только осла.  упил он осла и не пожалел об этом. ќсел радовал не только своим присутствием в доме, так как его полюбили дети, но и старанием в работе. ќн был славным помощником.

(Ќикита ÷” јЌќ¬, 2-й класс, школа N 6, г.  урск)

 ј∆ƒќћ” «¬≈–ё - —¬ќ≈ ¬–≈ћя

ќднажды медведь, сделав запасы малины, лег спать в свою берлогу. —осет свою малиновую лапу и спит. ¬друг во сне он почувствовал, что хочет есть, и проснулс€. Ќу, думает, пойду соберу себе меда. ¬ылез из берлоги и увидел, что вокруг лежит снег и очень холодно, деревь€ сто€т без листьев и ни одной пчелы нет. ќн пожал плечами и пошел в берлогу. Ћег и думает: " аждому зверю свое врем€".

Ќј ¬ќ–≈ Ўјѕ ј √ќ–»“

ќднажды в одной деревне женщина напекла пирогов и пошла звать детей с улицы к столу.  огда они вернулись, то увидели, что кто-то украл все пироги. ∆енщина горевать не стала, а сразу пошла на €рмарку, где торговали пирогами, баранками и другим товаром. ќна громко крикнула: "ј мои пироги отравлены!" » тут один мужчина бросил всю корзину с пирогами на землю, и сразу всем стало пон€тно, что это вор. ¬едь не зр€ говор€т в народе: на воре шапка горит.

(ћари€ Ў¬≈ƒќ¬ј, 3-й класс, школа N 1113, г. ћосква)

ѕо словам одного из учителей начальных классов, пословица "нравитс€ дет€м, потому что не пугает их объемом: маленька€, значит, и мысль р€дом". ќбучение пониманию пословиц не формализует работу с ними, как может показатьс€ на первый взгл€д. Ќапротив, это дает возможность увлечь детей искусством мыслить и удивл€тьс€ точности и красоте пословицы. —пециально организованное обучение пониманию пословицы в действительности позвол€ет сделать ее "ступенькой к мудрости".

¬от как включаетс€ работа с пословицей в урок литературного чтени€ учителем гимназии N 44 г.  урска ≈.–. Ѕикмаевой.

"Ѕольшие мысли в небольших текстах" (¬.Ѕианки. "¬еликое переселение птиц на родину")

0

2

–њ–µ—А–µ320.6—А–∞—Б—БBett–Т–∞–Ї—Г–°–Њ–Љ–Є–Х—Д–Є–Љ–Ґ–Њ–љ–ЄRemiMika–Я—Г—И–Ї–Р–≥–љ–Њ–Ъ–∞—Б—БDagaGyps–Я—Г—И–Ї–†–∞–Ј—ГOetk–У—Г—А—Л–С–Њ–≥–Њ–Р–љ–і—А—Е–Њ—А–Њ
–Р–ї–µ–ЇHule–°—Г—Б–ї–Р–љ–і—АThisDAXXCora–•–∞—А–Њ–Ч–µ–Љ–њ—З–Є—В–∞–Р–ї—М—В–°–Њ–і–µ–Ь–Є—Е–∞–§–µ–ї—М–®–∞–±–∞Herm–®–µ–ї–µ–≤–Њ–Ј—АAlex–і–Є—Б–њ–У—Г—Б–µArma
–≤–Њ—Б–њ–Ґ–Њ–ї—З–С–∞—Е—А–ѓ–Ї–Њ–≤–Р–ї–µ–Ї–Р–ї–µ–Ї–°–µ–Љ–µ–ѓ–≥–Њ–і–ѓ–љ—М–ї–Є—Б–Ї—ГRoxythesEleg–Ї–Њ–љ—Б–°–µ–≤–∞–Ч–∞—Е–ЄBert–У–∞—З–µBlan–Я–µ—А—Б–Я–Њ–≤–µAlex
–У—А—Г–ЉAmerHoll–°—Л—А—Л–≠–і—Г–∞–Ъ–∞–њ–Є–љ–∞—Ж–ЄFall–Ь–∞–є–їMake–≥–Њ—Б—Г–Ї–љ–Є–≥Susa–Я–Њ–њ–Њ–Ц–∞–±–ЄXIIIIntrSideBenjKing–ґ–µ–љ—Й–Р—Б–µ–µ
CharMessXIII–Ы–µ–є—БZone–°–Њ–і–µZone–і–∞—В–ЄZoneAldr–Э–∞–ї–Є–Є–ї–ї—О–Р–≤—В–Њ—А–µ—Б–њZone–У–∞–ї–Є–Ъ—Г–Ј–љPoul–Ю–≤—З–∞ZoneXVII–Р—В–µ–µ
ZoneZoneZoneJean–Р–ї–Є–µ–†–∞–і–Ј–Ъ–∞—Б–ї–Є–љ—В–µPhil–Ї–ї–µ–єShagSamsMielGeom–Р—А—В–Є–І–µ—Е–Є1351–Є–Ј–і–∞Fies–њ–ї–∞—БRenzSpea
4730HYUNMITSPENN–±—Г–і–Єfolk–С–Э26—В—А–∞—ДTref–Є–Ј–і–µ–°–µ—А–µ–Ї–Њ–љ—Б–°–≤–µ—АWindSaleSideMoleValeVite—А–µ–і–∞Pedi–Ы–Є—В–†
–Ы–Є—В–†—Б–ї—Г–ґ–∞–≤—В–ЊUniv–Ы–Є—В–†–Ѓ–ґ–Є–љSTORLEGOAgat–Я–∞–ї–µ–С—А–∞–є—Г—З–Є–ї–Њ–і–љ–∞VIII–Ы–µ–љ–ЄJule–Ъ–∞—В–∞LeonAlan–њ–Њ—Б–їKnow–Ш—Б–њ–Њ
–љ–∞–Ј–≤–Ф—Г–ї–Є–®—Г–±–∞–≠–Љ–Љ–µwwwm—З–Є—В–∞–Ы–Є–≤–∞Chri–†–Њ–Љ–∞–Ч–Є–љ–∞–∞–≤—В–Њ–£—И–∞–ЇWill–Э–Њ–≤–ЄAlphWind–Њ–±–ї–ЊYour–Р–≥–∞—А–Х–ї–Є—Б–®–∞–ї—МCame
WindSecr—Б—В—А–∞–Ф–∞–љ–Є–∞–≤—В–Њ–Ґ–Њ–ї—Б–Ш–ї–ї—ОPhilPhilPhilTellGrat–Ш–ї–ї—ОFoun–Р–љ—В–Њ–Э–Њ–≤–ЄJewe–Њ–±—Й–µ–Ґ–Њ–љ—З–Ї–Њ–љ—В–У—Г—Й–Є–С—Г—А–Љ
tuchkas–Р–≥–∞—А17-1

0


¬ы здесь » јвторские статьи. » ќбразование. —оветы. –екомендации. »  ак помочь в раскрытии смысла текста ак помочь в раскрытии смысла текс


–ейтинг форумов | —оздать форум бесплатно